Вербное Воскресенье — краткая история, дата праздника, традиции, обычаи и мероприятия, картинки и открытки
Вербное воскресенье – один из великих христианских праздников, его корни уходят в Евангельские события, а традиции празднования насчитывают более тысячи лет. Официальное название праздника – вход Господень в Иерусалим.
История Вербного Воскресенья
В Евангелии рассказано, как незадолго до Своей крестной Смерти Иисус Христос посетил Иерусалим, где Его, как Он знал, хотели убить. Посетил не просто явно и открыто, а так, что не заметить было невозможно. В воскресный день иудеи не работали, а шли в храм, а услышав, что идет Господь, вышли ему навстречу.
Все видели и запомнили, как Мессия въехал в город на осленке, подобно ветхозаветному царю Давиду, возвратившемуся с первой ратной победой. Господь уже был известен иерусалимлянам и своими речами, и чудесами исцелений, и тем, что способен был накормить сотни людей несколькими корками хлеба.
А так же последним, совершенным накануне, почти невероятным чудом – воскрешением Лазаря, умершего за четыре дня до этого. Люди радовались и от радости старались сделать всё, чтобы вход Господень в великий город был подобен входу царя. Они бросали перед ним на дорогу одежды и принесенные с собой пальмовые ветви.
Память об этом радостном событии, о всеобщем ликовании и восторге, осталась в веках.
Вербное воскресенье празднуют по всему миру очень давно. О празднованиях III века сказано у Мефодия Патарского, есть подробные рассказы из IV века (в частности, у святителя Амвросия Медиоланского) и из последующих столетий. В России Вербное воскресенье празднуется с X века.
Пять веков тому назад в крупных русских городах существовал обычай: крестный ход на празднике Входа Господня в Иерусалим совершался во главе с патриархом или архиепископом, едущем на осле. Ещё раньше подобные обычаи были в греческой церкви, откуда и заимствованы. Сейчас этот праздник известен у нас практически каждому человеку; даже в советское время о нем не забывали, хотя и не афишировали, но несли домой веточки с пушистыми шишечками.
Почему праздник называется Вербным Воскресеньем
У этого названия праздника тоже своя история. В евангельском повествовании говорится о ветвях пальм, а о вербе ничего не сказано. От названия этих ветвей – вайи – пошло второе название праздника – неделя ваий; неделей раньше назывался воскресный день.
Поскольку в России пальмы почти нигде не растут, вайи заменили на веточки вербы. Это чудесное растение ранней весной, раньше, чем зазеленеет листва на всех деревьях, покрывается жемчужно-серыми, мягкими и пушистыми сережками. Так неделя ваий стала Вербным воскресеньем.
Что нужно знать про Вербное Воскресенье
Евангельские события говорят нам о смирении Господа даже в такие торжественные моменты. Для въезда в великий город он выбрал не прекрасного коня, не какого-то экзотического скакуна и не роскошную карету, а обычное скромное ездовое животное – молодого осла.
В этом празднике – радость, ликование и… печаль. Потому что за торжественным входом последуют страшные события, совсем не те, которых ожидал народ, восклицавший: «Осанна!». Да, Пасха совсем близко, но до нее Господь будет предан. Предан не только Иудой Искариотским, но и всей той толпой, громко и радостно встречавшей его у входа в город.
Встречавший Господа народ был в восторге, но и в напряжении ожидания: все ждали, что Иисус станет земным царем, возродит и умножит земное величие Израиля. Были и те, кого царский вход Иисуса разозлил, это фарисеи и первосвященники, желавшие Ему смерти.
А больше всех радовался, по слову Митрополита Антония Сурожского, осел: он-то был уверен, что одежды и пальмовые ветви постилают на дорогу для него. Праздник готовит людей к будущему, дает силы на то, чтобы все пережить и преодолеть. После празднования наступает самая строгая неделя Великого поста.
А в Евангелие вслед за ликованием этого дня приходят грозные и горестные события, которым необходимо было случиться; вслед за восторженными приветствиями от той же толпы звучит: «Распни Его!» И только потом придет настоящая радость – пасхальная.
И не случайно на праздничной службе звучат слова: «Радуйтесь! И опять говорю: радуйтесь!»
Когда празднуется Вербное Воскресенье
Вербное воскресенье – переходящий праздник, у него нет какой-то своей даты, его празднуют всегда ровно за неделю перед Пасхой. В 2023 году по календарю Русской Православной Церкви праздник приходится на девятое апреля.
Запреты этого дня:
- запрещено выбрасывать в мусор освященные веточки; сломавшиеся веточки и те, которые просто некуда пристроить, нужно либо сжечь, либо закопать, либо отнести в храм, где их по особому чину сожгут;
- нельзя работать без крайней необходимости, как и в другие великие праздники; запрет не самый жесткий, но если есть возможность, то посвятить этот день нужно не работе, а храму, добрым делам и своим ближним;
- нельзя ругаться и ссориться, и слишком шумно веселиться тоже нельзя;
- нельзя есть мясо и вообще скоромную пищу, так как еще не закончился Великий Пост (а вот вино и рыбу в этот день употреблять можно);
- в этот отрезок времени не венчают, и вообще во время поста лучше не играть свадеб.
Существуют и местечковые, иногда довольные странные запреты. Например, в некоторых местностях полагают, что в этот праздник категорически нельзя красить и мыть волосы.
Приметы и народные поверья в Вербное Воскресенье
В народе праздники приспосабливались к быту, придавая ему черты чудесного. Бытовало мнение, что съесть сережку принесенной из храма вербы – к счастью или как минимум к решению сложной жизненной задачи. А выпить отвар из нее – способ укрепить здоровье. И ударить человека или животное освященной веткой по спине – тоже было способом лечения от недугов.
Приметы, связанные с самой вербой: нельзя срезать ветки с больных и дуплистых деревьев, а также на кладбище. Погодные приметы, как правило, были позитивными: хорошая погода к обильному урожаю, заморозок – тоже к урожаю, но не любому, а конкретно пшеницы.
Традиции и обряды праздника
Древняя традиция – освящать вербу в честь праздника; к ней всегда относились с должным вниманием и почтением, но постепенно присоединяли и дополнительные детали, переплетавшиеся с поверьями.
Традиции старых времен
Веточки вербы, освященные в церкви, в первый день выпаса коров, простоявших всю зиму в хлеву, использовали для того, чтобы выгнать животных со двора. Считалось, что это поможет сохранить скот в целости и сохранности – от болезней, хищников и потери.
Использованную таким образом вербу уже не возвращали в дом, а спускали по реке или ручью или же подтыкали под крышу дома.
С вербным воскресеньем были связаны и другие традиции:
- выпечка орешков из теста и угощение ими всех подряд, включая домашний скот;
- детские ярмарки, где продавали игрушки и сладости на радость не только детям, но и взрослым.
И хотя эти обычаи никак не связаны с Евангельскими событиями, более того, некоторые из них отчетливо отдают язычеством, но они помогали народной вере. А так же напоминали о том, что помимо повседневных забот в жизни есть место чуду.
Современные традиции
До наших дней сохранились народные обычаи. Ударить пучком освященных веточек своих детей и других родственников (к здоровью и вообще благополучию), домашних животных (тоже во благо), выпить отвар. Хотя сегодня это, скорее, дань памяти предков, способ удержать связь поколений.
А вот сама традиция освещения вербы как аналога ваий, как символа праздника – это значимая традиция русского православного народа. Происходит это красиво и поэтапно:
- заранее, в Лазареву субботу сходить в храм;
- купить веточки вербы (обычно от 3 до 9 штук), соединить в букетики и украсить тесьмой и цветами;
- с ними праздничным утром прийти в храм, помолиться соборно со всеми;
- освятить во время молебна после литургии;
- взять их с собой в дом и оставить под образами до Троицы или на более долгое время.
Праздничное богослужение
Праздничные службы начинаются субботним вечером. Вечерняя служба – уже праздничная; храм встречает прихожан убранством и одеянием священников в ярко-зеленых тонах. Начало вечерней службы может быть в 16, 17 или 18 часов, это зависит от храма.
Утреня, по сложившейся традиции, служится, как ни удивительно это звучит, не утром, а вечером, сразу после вечерни. И сразу после утрени (то есть все тем же вечером накануне праздника) служится первый молебен, на котором освящается верба.
Праздничное утро начинается с «часов» — особого последования чтения молитв, и уже после них начинается главная праздничная служба – Божественная Литургия. Время начала Литургии тоже зависит от конкретного храма. В кафедральных соборах и во многих больших храмах, где есть несколько приделов, в день Входа Господня в Иерусалим служат 2 Литургии: в 7 и в 10 часов утра.
Вербу освящают на молебне, сразу после Божественной Литургии; в это время принято стоять с вербами и зажженными свечами в руках. Иерей читает специальное молитвенное последование и брызгает на вербу святой водой.
Храмы в честь праздника
Входу Господню в Иерусалим, как и другим новозаветным событиям, издревле и доныне посвящались храмы и приделы в храмах. Самые известные:
- Входоиерусалимский собор в городе Юрьевце Ивановской области;
- западный придел Храма Василия Блаженного;
- придел храма Покрова на Рву в Москве;
- придел Благовещенского Собора Московского кремля.
Как празднуют этот день в других странах
Вход Господень в Иерусалим празднуют везде, где есть православные, католики и другие представители христианских конфессий. Даты могут не совпасть, и обычно не совпадают. Поскольку не только католическая церковь, но и некоторые поместные православные церкви живут по григорианскому календарю, а Русская Православная Церковь – по юлианскому.
В католической церкви принято в день Входа Господня в Иерусалим перед праздничной мессой совершать крестный ход вокруг храма с песнопениями. Прихожане держат в руках свечи и ветки – пальму либо вербу. На всех краях Земли Вербное воскресенье – красивый и очень важный праздник, основанный на Священном Писании и овеянный традициями.